Воскресенье , 2 октября 2022
Главная / Разное / Проблемы лизинга в россии 2018 – Лизинг накапливает проблемы – Газета Коммерсантъ № 222 (6460) от 03.12.2018

Проблемы лизинга в россии 2018 – Лизинг накапливает проблемы – Газета Коммерсантъ № 222 (6460) от 03.12.2018

Развитие лизинга в России: проблемы и перспективы

Русавская Оксана Валерьевна,Магистрант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), РостовнаДону[email protected]

Развитиелизингав России: проблемы и перспективы

Аннотация.Данная статья посвящена вопросам рассмотрения сущностных характеристик лизинга как источника финансирования деятельности российских предприятий, а так же развитию лизингового бизнеса в России. Исследуются основные проблемы, препятствующие результативному использованию лизинга в функционировании российских организаций. Так же разработаны направления, позволяющие сконцентрироваться на достижении результативных показателей, для того чтобы занять лидирующие позиции в современной отраслевой структуре.Ключевые слова:Лизинг, инвестиции, финансовый лизинг, источники финансирования предприятий, проблемы лизинга, лизинговые платежи, лизинговый рынок.

Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к передовой технике.

Одним из факторов, которые препятствуют экономическому росту является изношенность основных фондов российских организаций. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается нехваткой доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Тем не менее, можно утверждать, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций 50 ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США приравнивается к 200 млрд. долларов. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находится в конце третьего десятка [1].Географическоераспределение использования лизинга в России в 1 полугодии 2014 и 2015 годов на рисунке 1.

Рис. 1. Географическое распределение нового бизнеса в 1 полугодии 2014 и 2015 годов

Наиболее распространенным источником финансирования российских лизинговых предприятий являются кредиты российских банков[2]. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банковучредителей, aсобственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.Но несмотря на доступные источники финансирование для лизинговых компаний, происходит увеличение проблемных активов в первом полугодии 2015 года.

Рис.2.Распределение проблемной задолженности и лизингового портфеля

по регионам в первой половине 2015 года

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера —такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях;препятствия, имеющие системный характер для российской экономики —то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательскойдеятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга.[3]

Проблемы, которые препятствуют развитию лизинга в России, и возможные пути их решения, представлены в таблице 1.Таблица 1Проблемы использования лизинга и пути их решений

№ Проблемы лизингаПути их решения1Пробелы в законодательстве: порядок завершениядоговора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателюПраво собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме[4]вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имуществаРазрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имуществав части дефолтов лизингополучателейНеобходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя 2Запрет на лизинг программного обеспеченияСледует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования3Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделкахНеобходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву[5]4Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателяНеобходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур5Неразвитость вторичных рынков оборудованияРазвитие вторичных рынков оборудования6Ограниченный доступ лизинговых компаний к «длинным и дешевым» инвестиционным ресурсамДля решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, «бэкап» соглашений.Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования,развитие банковской системы.6]7Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтинговСоздание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро8Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компанииРазработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга9Недостаток квалифицированных кадров в области лизингаВведение министерством образования специальности «Лизинг», либо предмета «Лизинг» в учебный план[7]

Основной целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.[8]Одним из основных недостатков лизинга, снижающих его экономическую эффективность, является низкий уровень методической проработанности расчета лизинговых платежей. В связи с наличием большого количества теоретических и практических проблем в рамках методики экономически эффективного расчета лизинговых платежей, предлагаем следующий метод расчета лизинговых платежей, который удовлетворяет следующим основным принципиальным требованиям( см. рис. 3)

Рис. 3.Основные требования, необходимые для построения метода расчета лизинговых платежей

Нельзяоставить без внимания нынешнюю ситуацию, происходящую на российском лизинговом рынке. Снижение доступа к финансированию, уменьшение уровня платежеспособности клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращениягосударственного финансирования компанийлизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом изза ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые смогут нанести серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.[9]Требования к методу расчета лизинговых платежейцелостный учет экономики лизингового проектапростой и прозрачных подход к расчету комиссии лизингодателяучет потоков по налогу на добавленную стоимостьучет всех налоговых обязательств при расчете графика лизинговых платежей.учет финансовой эквивалентности лизинговых платежейпростота отражения платежей в бухгалтерском и налоговом учетеучет роли авансового платежаразличные методы расчета амортизационных отчисленийпрозрачность и простота расчета лизинговых платежейОднако, чтобы в последующем любая компания могла занимать лидирующие позиции на рынке лизинга можно выявить фокусные направления, на которых компания должна сконцентрироваться и оперативно показать результат. ( см. рис. 4)

Рис.4. Фокусные направления, позволяющие сконцентрироваться на результате

Таким образом, на фоне негативных макроэкономических тенденций рынок лизинга РФ находится в стадии стагнации в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов. Сложившаяся отраслевая и продуктовая структура рынка в среднесрочной перспективе будет меняться. Значительные темпы роста показывает также сегмент малого и среднего бизнеса. На этом фоне автолизинг становится крупнейшим сегментом рынка.Таблица 2Структура сделок лизинга легкового автотранспорта

в 1 полугодии 20122015 годов.

Направления, позволяющие выйти на рынок одной из лидирующих компаний .Повышение эффективности. (снижения общехозяйственных затрат, увеличения ставок по действующему портфелю)Работа с просроченной задолженностью.(Поддержание качества портфеля на хорошем уровне)Новый бизнес с комфортным уровнем риска (стабильная сфокусированная коммерческая активность как по отношению к клиентам, так и по взаимодействию с территориальными банками)Регулярный менеджмент.(четкая постановка целей, фокусировка на ключевых задачах, проработка путей их исполнения, регулярная системная работа с персоналом.)Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью. В 2015 годупроизошлосокращениеобъема рынка лизинга, ухудшилось финансовоесостояниелизинговых компаний. Это означает, с одной стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой. предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации. Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет

e-koncept.ru

Развитие лизинга в РФ

Факторы развития лизинга в РФ

Лизинг в России продолжает развиваться. Начало этому процессу было положено в начале 90-х годов прошлого столетия. Одним из негативных факторов, влияющих на проникновение лизинга в экономику России, стала не в полной мере сформированная инфраструктура лизингового рынка. Кроме того, несогласованность в законодательстве, недостаточный уровень развития вторичных рынков оборудования и техники, недостаточный опыт во взаимодействии участников лизинговой сделки также накладывают отпечаток на степень развитости лизинга.

Лизинг имеет большое значение для экономики страны, особенно для малого и среднего предпринимательства, у коих зачастую наблюдается нехватка собственных финансов для приобретения оборудования, и затруднен доступ к рынку капиталов.

Основными факторами, которые так или иначе сдерживают развитие лизинга в нашей стране и в мире в целом являются:

  • Недостаточная финансовая самостоятельность лизинговых компаний. Зависимость их от банков-учредителей
  • Высокая стоимость кредитов
  • Требование к обеспечению залогом помимо арендованного имущества
  • Нехватка квалифицированных специалистов в области лизинга
  • Законодательные ограничения в области налогообложения, валютных сделок и таможенных процедур

Замечание 1

Однако главным фактором развития лизинга в России становится достаточный уровень ликвидности имущества, передаваемого во временное пользование. Наиболее быстрыми темпами развиваются сектора экономики, в которых заинтересованы инвесторы, и, наоборот, медленнее всего поднимаются сфере, в которые вкладывает в большей степени государство, поскольку там объекты лизинга наименее ликвидны.

Проблемы развития лизинга в РФ, лизинговая культура

На пути развития лизинговых операций в России также стоит и проблема законодательного характера. К сожалению, многие опросы остаются не решенными с точки зрения закона, вследствие чего часто возникают спорные моменты в ходе реализации сделки лизинга. Так, например, многие изменения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ и в Закон «О лизинге» логически завершены не были.

Большие возможности для развития лизинга может дать расширение и развитие информационных технологий и инфраструктуры лизинга. Но для достижения этой цели нужны совместные усилия всех участников операций лизинга, что признают и руководители лизинговых компаний, и производители, и лизингополучатели. В настоящее время лизинговая культура в России существует, но ее направления крайне разобщены. Практические навыки координации компаний по лизингу имеются на многих западных предприятиях – многие страны Европы имеют даже лизинговые ассоциации, которые обладают мощными лоббистскими возможностями.

Для развития лизинговой инфраструктуры в России большое значение имеет открытость информации о кредитоспособности лизинговых компаний, что в первую очередь возможно благодаря деятельности кредитных бюро и рейтинговых агентств.

Благодаря деятельности рейтинговых агентств и рассчитанных ими кредитных рейтингов есть возможность обеспечения прозрачности деятельности лизинговых фирм, в т.ч. их клиентов, есть возможность обеспечения удобства работы все участников лизинговой сделки, роста скорости обработки заявлений на заключение договоров лизинга.

Замечание 2

Кроме того, кредитные рейтинги имеют ключевое значение для инвесторов, которые, по сути занимаются кредитованием лизингополучателей. А также для самих лизинговых компаний.

Кредитные рейтинги лизингодателей важны для инвесторов с точки зрения оценки финансовой стабильности лизингодателей, уровня и качества управления активами, проработанности их учетной и налоговой политики. Именно по этой причине развитие рейтинговых систем на рынке российского лизинга позволят в короткие сроки разрешить многие спорные вопросы среди участников лизингового рынка.

spravochnick.ru

РЕФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЛИЗИНГА: ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В современных условиях развития финансовых отношений в России возникает множество альтернативных вариантов привлечения и аккумулирования капитала. Наряду с формированием новых аспектов организации бизнеса, хозяйствующие субъекты ищут различные пути, чтобы в полном объеме использовать свои денежные средства для достижения целей предпринимательской деятельности.

Стремительный рост экономики содействует образованию большого инвестиционного спроса для обновления сильно изношенных основных средств и наращивания производства. При этом сроки, предоставляемые банками для выплаты заемных средств гораздо меньше тех, которые требуются субъектам экономики. В этих условиях лизинг стал главным инструментом модернизации, а также восполнил пробел не предоставляемого банками среднесрочного и долгосрочного финансирования.

Лизинг (от англ. lease – аренда) – это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель по договору финансовой аренды обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его лизингополучателю за плату во временное пользование[4].

В России рынок лизинга только начинает формироваться. Повысить привлекательность лизинговых услуг для многих субъектов экономики поможет внедрение инновационных составляющих в систему лизинговых отношений. Доля лизинга в объеме инвестиций в среднем в зарубежных странах достигает 30%, а в России не более 10-12 % по разным источникам[3].

На наш взгляд, лизинг – это один из самых практичных способов финансирования, который дает возможность предприятиям использовать современную технику в производстве. Он связан с инвестициями в основные средства и может сыграть существенную роль в привлечении инвестиций и модернизации российской экономики. Так как лизинговый рынок появился в России относительно недавно по сравнению с другими ведущими странами мира (в России лизинговые операции начали активно развиваться только с 90-х годов, в то время как в Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в 60-х годах), то он сталкивается с рядом проблем, препятствующих его развитию. Такими проблемами являются: финансовое положение клиентов, несовершенство финансирования, недоработка отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга, препятствия, связанные с «юностью» самого рынка и другие.

В связи с этим Центральный банк и Министерство финансов РФ к 2020 году разрабатывают пруденциальные меры для реформирования лизингового рынка. Интерес к этой сфере связан с тем, что она недостаточно прозрачна для государственного регулирования, экономических рычагов и контрагентов. Также рынок достиг того качества, когда для дальнейшего роста и повышения его эффективности требуется улучшение институциональной среды.

Начальный этап реформы включает в себя:

  • выработку единых требований к участникам лизинга
  • введение современных методов управления
  •  усовершенствование ведения отчетностей по требованиям МСФО
  • в 2018 году ожидается обновление стандарта учета основных средств, а в 2019-м – учета аренды
  • снижение стоимости финансирования лизинговых компаний
  • секьюритизация портфелей лизинговых компаний
  • защита прав лизингополучателей, в том числе введение требований по раскрытию информации, – в частности, должна будет раскрываться полная стоимость лизинга. [2]

Но главной задачей нововведения должен стать перевод рынка в онлайн, то есть переход лизинговых компаний на электронные технологии нового поколения. Перенос опыта онлайн-технологий на лизинговый рынок значительно снизит операционные издержки. Для розничного рынка очень важен временной фактор: чем быстрее проходит сделка, тем более удовлетворен клиент, тем эффективнее работают службы лизинговой компании. Позитивным является и ввод электронной подписи. Главное, чтобы цифровые технологии работали отлаженно, а стоимость их разработки и внедрения были посильны для участников рынка. Что касается отрасли в целом, то в настоящее время в России только около 30 лизинговых компаний формируют отчетность по МСФО и порядка 200 компаний подают информацию о себе в рэнкинги. Соответственно, основная часть рынка остается непрозрачной, а перевод рынка в онлайн оздоровит отрасль.

Разработчики мер реформирования предполагают, что создание лизингового реестра по аналогии с БКИ (Бюро кредитных историй) приведет к снижению операционных рисков и мошенничества.  «Важно, чтобы на рынке возникла саморегулируемая организация (СРО). Сегодня это один из немногих финансовых рынков, который не обладает собственной СРО» [1].

Реформирование отрасли должно снизить стоимость лизинга в России таким образом, чтобы по цене он смог конкурировать с банками. Лизинг должен иметь «длинный» портфель, его роль в модернизации экономики крайне важна.

Некоторые лизинговые компании поддерживают перемены такого рода, и считают, что проведение этой реформы благотворно повлияет на лизинговый сектор и сможет повысить качество и прозрачность бизнеса.

Внедрение таких инновационных цифровых технологий может дать толчок многим лизинговым фирмам выйти на свет и упростить заключение сделок между участниками лизинга. Но, скорее всего, возможен только частичный перевод лизинговых операций в онлайн, так как сам лизинг связан с физической передачей имущества в аренду с правом последующего выкупа.

Сейчас более 60% новых сделок приходится на топ-10 лизинговых компаний, после реформы концентрация рынка усилится, ведь некоторым компаниям придется уйти, потому что они не смогут соответствовать заданным критериям, но это будут небольшие игроки, деятельность которых не оказывает существенного влияния на рынок; оставшиеся компании повысят качество ведения бизнеса, а в перспективе получат более дешевое фондирование.

Есть большая вероятность, что произойдет значительное перераспределение рынка, как в банковском секторе, клиенты осознают, что государственные лизинговые компании смогут оказать более дешевую услугу за счет привлечения дешевых государственных денег, недоступных частным лизинговым компаниям, и уйдут в государственные компании.

В связи с этим ЦБ и Минфин РФ проводят обследование этого сегмента, в частности лизинговые компании, и по завершении анализа, будет выдвинуто решение о том, нужны ли лизинговому рынку эти пруденциальные меры. Но, возможно, что к 2020 году все изменится, и рынок лизинга, который существует сейчас, будет сильно отличаться от рынка лизинга в будущем, и нововведения, предлагаемые сегодня, решат все задачи, стоящие на пути его развития.

 

Список литературы:

  1. Лизинг: перемены теперь — постоянное состояние рынка // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.banki.ru/news (дата обращения 20.11.2016)
  2. Лизинговые компании приветствуют реформирование рынка, но видят ряд проблем // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ria.ru/economy (дата обращения 19.11.2016)
  3. Русавская О. В. Развитие лизинга в России: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
  4. Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и тактика: Учеб. Пособие. М.: ИЧП «Издательство Министр», 2010

sibac.info

Место России на международном рынке лизинга

Библиографическое описание:

Зундэ В. В., Дудакова Л. Г., Савченко В. А. Место России на международном рынке лизинга // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/archive/174/45827/ (дата обращения: 17.11.2019).



В статье рассматриваются основные проблемы развития лизинга в России. Исследуются основные проблемы, препятствующие результативному использованию лизинга в функционировании российских предприятий. Так же разработаны направления, позволяющие сконцентрироваться на достижении результативных показателей, для того чтобы занять лидирующие позиции на рынке машиностроительной продукции.

Ключевые слова: лизинг, инвестиции, источники финансирования организаций, проблемы лизинга, лизинговый рынок, перспективы лизинга, машиностроение

The article considers the basic problems of development of leasing in Russia. Examines the main issues hindering effective use of leasing in the functioning of the Russian enterprises. The same developed directions, allowing you to concentrate on achievement of result indicators, in order to take a leading position on the leasing market of engineering products.

Key words: Leasing, investments, sources of financing, leasing, leasing market, leasing prospects, mechanical engineering

Лизинг — эффективный рыночный финансовый инструмент, позволяющий обновить фонды огромному кругу малых и средний предприятий в машиностроительном комплексе. Одним из факторов, которые препятствуют экономическому росту, является изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется за счет нераспределенной прибыли организаций и сдерживается в основном за счет нехватки доступного заемного капитала. Однако в развитии лизинга есть ряд проблем, которые препятствуют результативному использованию лизинга в российских предприятиях. Поэтому некоторыми аналитиками развитие лизинга в России оценивается весьма позитивно.

В 2016 году Россия показала наибольшие темпы сокращения объема лизинговой деятельности среди 15 крупнейших лизинговых рынков Европы. Помимо сокращения российского рынка в рублевом эквиваленте (-20 % за 2015 год) сильное ослабление рубля привело к сжатию объема лизинга почти на 40 % в прошлом году (см. рисунок 1). В результате с 2015 года Россия спустилась с четвертого на 11-е место. По объему лизингового портфеля на 01.01.2017 Россия занимает шестое место среди европейских стран, а годом ранее пятое [1].

В настоящее время препятствия развитию лизинга машиностроительной продукции можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство законодательных норм в области лизинга; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, которые связанны исключительно с «юностью» российского рынка лизинга.

Проблемы и возможные пути решения развития лизинга в России, представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Проблемы лизинга

Пути их решения

1

Проблемы в законодательстве:

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

В части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебных процедур объект лизинга должен находиться у лизингодателя

2

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую практику

3

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей от лизингополучателя

Законодательно закрепить право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

4

Ограниченный доступ лизинговых компаний к инвестиционным ресурсам

Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков.

Необходимо развитие банковской системы, в целях перехода к кредитованию в западных банках, а также снижение ставки рефинансирования

5

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности «Лизинг», либо предмета «Лизинг» в учебном плане

Основной целью управления финансовым лизингом является привлечения предприятием заемного капитала для минимизации потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.

Нельзя оставить без внимания современную ситуацию, происходящую на российском лизинговом рынке машиностроения. Снижение доступа к финансированию, уменьшение уровня платежеспособности клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращения государственного финансирования компаний-лизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом из-за ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые наносят серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.

Таким образом, на фоне негативных макроэкономических тенденций рынок лизинга РФ находится в стадии стагнации в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов. Сложившаяся отраслевая и продуктовая структура рынка в среднесрочной перспективе будет меняться. Значительные темпы роста показывает также сегмент малого и среднего бизнеса. На этом фоне автолизинг становится крупнейшим сегментом рынка, за 2016 год показал восстановительный рост [4].

В отраслевой структуре лизингового портфеля за период с 01.07.2015 по 01.07.2016 значительных изменений в структуре портфеля не произошло, стоит отметить лишь падение доли ж/д техники с 19,2 % до 13,3 % и доли авиа техники с 22,6 % до 18,1 % что в основном связано с сокращением договоров в портфелях крупных игроков этого сегмента таких как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг. [4] (см. рис. 1)

Рис.1. Структура лизинговых сделок с 01.07.2015 по 01.07.2016 [5]

Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью.

В 2015 году произошло сокращение объема рынка лизинга, ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. Это означает, с одной стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой. — предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации.

Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет зависеть от того, как данная организация сумеет изменить и улучшить работу компании. Оптимизация важна не только тем, что приведет к сокращению издержек, но и тем, что сократит время рассмотрения заявок, а значит, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, что в конечном итоге повысит их удовлетворенность. Второе — это работа с проблемными активами и просроченной задолженностью.

В 2016 году действовало несколько рисков: риск, связанный с процентными ставками; срабатывает риск ликвидности; и частично риск, связанный с возможными неплатежами со стороны лизингополучателей. Помимо череды сработавших рисков, на наш взгляд, гораздо более важным являются долгосрочные тренды. Может возникнуть неблагоприятное сочетание: дорогое фондирование и низкий спрос на инвестиции в основные средства, как следствие, сокращение портфелей при росте проблемной задолженности в абсолютном и в процентном выражении. Такая ситуация может привести либо к сокращению количества лизингодателей, либо к сжатию рынка.

Тем не менее, лизинг в России является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. В настоящий момент доступность лизинговых услуг значительно выше, чем три года назад. Это характеризуется снижением процентных ставок, уменьшением минимальных размеров авансового платежа, расширением спектра предоставляемых услуг. Урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будет способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России, что приведёт к положительной тенденции машиностроительной продукции и комплекса в общем.

Литература:

  1. Рубченко М. Дожить до расцвета. Журнал «Эксперт» № 17(2015) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2016/15/15ex-leazing1_33407/
  2. Романова О. Лизинг в зоне риска. Журнал «Эксперт» № 7(696) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/07/lizing-v-zone-riska/
  3. Все о лизинге. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/4700/
  4. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2016/part6/
  5. Кувшинова Е. С. Развитие лизинга в промышленности России-Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Москва, 2015.- С. 248. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://leasing-russia.info/sience-p/autoref/kuvshinova-evgenija-sergevna-razvitie-lizinga-v-promyshlenosti-rosi.html

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лизинг, риск, машиностроительная продукция, развитие лизинга, результативное использование лизинга, область лизинга, лизинговый рынок, лизинговый портфель, вторичное использование.

moluch.ru

Статья «Лизинг. Понятие, объекты и субъекты лизинга. Операционный и финансовый лизинг. Проблема развития лизинга в России.» в научном журнале

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 30 статей приняты.

Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.

Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.

Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.

Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.

Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.

Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.

Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.

Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.

Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.

Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.

Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.

Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.

Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.

Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.

Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.

Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.

Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.

Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.

Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.

Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.

Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.

В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU — крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).

Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.

Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.

Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.

Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.

Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей

Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года

Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года

Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года

Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года

Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года

Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.

Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.

Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.

Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.

Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.

Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.

Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.

Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года

Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.

Вышел в печать 5 выпуск журнала

Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.

Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.

Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.

Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.

Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.

Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.

Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.

Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.

Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.

Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.

Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.

Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.

Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.

Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU — крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).

www.gyrnal.ru

Самые спорные изменения в лизинге // Отзывы участников отрасли о поправках в ГК

В начале сентября Минфин опубликовал проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) о лизинге. Основное изменение — вместо параграфа 6 о финансовой аренде появляется новая глава 43.1 о финансовом лизинге. Предполагается, что изменения вступят в силу уже в 2019 году. Предложения Минфина участники лизинговой отрасли обсудили на ежегодной конференции «День юриста лизинговой компании — 2018»[1], организованной Объединенной лизинговой ассоциацией (ОЛА) и прошедшей 8 октября. Главный вывод: законопроект недостаточно проработан, а его принятие существенно ухудшит положение лизингового бизнеса в стране.

Основные итоги конференции — в материале, подготовленном совместно с ОЛА.

 

Реформа рынка лизинга: история развития

В развитии реформы можно выделить несколько основных этапов.

Октябрь 2016 года

Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова принял решение о необходимости регулирования лизинга[2].

Февраль 2017 года

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Январь 2017 года

Минфин предложил обсудить Концепцию внесения изменений в ГК, на который ОЛА предоставила свой отзыв.

27 марта  21 апреля 2017 года

Публичное обсуждение проекта ФЗ «О лизинге».

Май 2017 года

План подготовки лизинговых компаний к реформе рынка лизинга, согласованный заместителем председателя Центрального банка России (ЦБ) Владимиром Чистюхиным.

Июнь 2017 года  

ЦБ провел опрос для анализа проблем, требующих решения в лизинговом сообществе. ОЛА отправляла свою позицию о том, насколько необходимо и критично решать данные проблемы путем внесения изменений в Гражданский кодекс РФ (письмо ОЛА в ЦБ РФ 92/06 от 27 июня 2017 года). Подробнее об отзывах участников ассоциации см. в обзоре здесь.

Сентябрь 2018 года

Публичное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)».

 

Самые спорные поправки

Наибольшую озабоченность у участников отрасли вызывают следующие поправки.

1. Исключение параграфа ГК о финансовой аренде и замена на новую главу. С этим не согласна основная часть лизинговых компаний и Совет ОЛА. Законопроект в таком виде противоречит международным обязательствам России в рамках ЕврАзЭС (в части унификации законодательства) и Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Международные нормы исходят из арендной концепции лизинга. Отказ от такого подхода приведет к утрате самостоятельного значения права собственности лизингодателя, которое трансформируется в «обеспечительное» право собственности (ч. 2 ст. 833.1 новой главы 43.1 ГК).

2. Право собственности на предмет лизинга как обеспечение. Речь об этом идет в проектируемой ст. 833.1 ГК: право собственности на предмет лизинга принадлежит лизингодателю в целях обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя. Участники отрасли отмечают, что поправки вводят понятие «обеспечительная собственность», которое не проработано на уровне доктрины. Это создаст почву для произвольного толкования понятия на рынке, в судах и госорганах, в том числе налоговых.

Кроме того, предлагаемая норма превращает право собственности на лизинговое имущество разновидностью залога. Это не только существенно ограничит возможности в удовлетворении требований лизинговых компаний за счет принадлежащего им имущества, но и в целом противоречит законодательству в отношении права собственности.

3. Понятие «финансовый лизинг» не отграничено от сходных правоотношений. Элементы финансирования есть в аренде, купле-продаже в рассрочку, в кредитовании. Но в законопроекте нет четкого отграничения между ними и финансовым лизингом. Это нужно, чтобы избежать дуализма в квалификации, считают в ОЛА.

4. Вопросы приостановления пользования имуществом, досрочного исполнения и расторжения договора не проработаны. Участники отрасли многократно обращали внимание, что крайне необходимо в законе закрепить механизмы приостановления пользования имуществом, досрочного расторжения договора и изъятия имущества в случаях неисполнения лизингополучателем условий договора лизинга. Без таких механизмов значительно затруднена возможность лизингодателя по оперативному управлению активом, снижению рисков ухудшения его состояния или его утраты. В итоге увеличиваются убытки от реализации сделки.

Закрепление таких механизмов на уровне закона (не обязательно в ГК, вполне достаточно положений Федерального закона «О (финансовой аренде) лизинге» № 164-ФЗ от 29 октября 1998 года) позволит снизить риски и убытки по дефолтным сделкам, освободит лизингодателя от обвинений в самоуправстве и возбуждения в отношении его сотрудников уголовных дел при изъятии имущества.

Однако подход, предложенный поправками Минфина в ГК, необоснованно сужает основания для одностороннего расторжения договора лизинга по сравнению с действующими положениями Общей части ГК, предлагает противоречащие друг другу нормы, регулирующие приостановление использования, не предлагает никаких механизмов по изъятию имущества. То есть не решает реально существующую проблему лизингового рынка.

5. Ограничение свободы договора. Поправки ГК необоснованно ограничивают свободу договора, включая свободу заключения соглашений о последствиях расторжения договора, уверены участники отрасли.

Законопроект ограничивает переход права собственности на предмет лизинга, при этом на лизингодателя возлагается ответственность при отсутствии причинно-следственной связи между поведением лизингодателя и нарушением условий договора. Наконец, в проекте есть ограничения в виде запрета выбора способа защиты своих прав для лизингодателя, что необоснованно ущемляет права сторон.

6. Возмещение убытков. Сейчас судебная практика по вопросу возмещения убытков при досрочном расторжении договора лизинга исходит из принципа соотнесения встречного предоставления, совершенного сторонами до расторжения договора.

Предложения Минфина противоречат этому подходу, а сам механизм возмещения убытков не проработан. В частности, при описании процедуры определения размера убытков, подлежащих возмещению, законопроект использует термины, не имеющие определения — например, «предоставленное финансирование», «плата за пользование финансированием». В тексте не указан конкретный алгоритм расчета, а предлагаемые нормы не соотнесены с существующими положениями ГК об определении размеров убытков и порядка их возмещения. Результатом принятия поправок в такой редакции неизбежно станет новый виток противоречивой судебной практики, а на приведение ее к единообразным принципам и подходам потребуется существенное время.

 

Иные замечания

Пробелы проекта. В законопроекте нет положений о возможности сдавать в лизинг недвижимость вместе с участками под ней; не рассмотрен вопрос о «повторном» лизинге; не урегулированы последствия залога лизингового имущества кредитующему банку при банкротстве лизингодателя; исключено понятие «сублизинг».

Несистемность поправок. Изменение норм ГК без одновременного изменения налогового законодательства, законодательства о банкротстве, об исполнительном производстве и нотариате повлечет неопределенность правового регулирования существенных областей деятельности лизинговых компаний и пересмотр сложившейся арбитражной практики, опасаются в отрасли.

Закон о финансовой аренде. Его судьба пока непонятна.

Отсутствие переходных положений. Это вносит правовую неопределенность в судьбу уже заключенных контрактов.

 

Таким образом, ОЛА не поддерживает принятие законопроекта в данной редакции. Текст недостаточно проработан, а последствия от его принятия негативно отразятся на развитии финансового лизинга в стране. Предложения Минфина существенно ухудшат положение лизинговых компаний и лизингополучателей, поменяют бизнес-модели лизинговых компаний и затормозят развитие финансового лизинга при острой необходимости в обновлении средств производства.

 

Материал подготовлен в партнерстве с Объединенной лизинговой ассоциацией — крупнейшим профессиональным объединением участников лизинговой отрасли в России. Ассоциация представляет интересы 87 компаний, чей объем бизнеса составляет около 80% официального рынка лизинга. Ассоциация также представляет лизинговую отрасль РФ в Европе и является членом Европейской конфедерации лизинговых ассоциаций (Leaseurope). Познакомиться с полным отзывом ОЛА на законопроект по изменению ГК можно здесь: http://assocleasing.ru/files/File/Documents/Otzyv_ULA_Grazdanskiy_Kodeks_2018.pdf

 


 

[1] День юриста лизинговой компании — главное профессиональное событие для российского юридического лизингового сообщества. В 2018 году в конференции приняли участие 145 представителей из 102 компаний. Организатор конференции — ОЛА.

[2] Решение Национального совета по обеспечению финансовой стабильности от 11 октября 2016 г. № 11.

zakon.ru

Проблемы правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга)



В статье проанализированы основные проблемы правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга), рассмотрены пути их решения в рамках российской системы права.

Ключевые слова: лизинг, финансовая аренда, гражданское законодательство

The article analyzes the main problems of the legal regulation of a financial lease (leasing) contract, discusses ways to solve them within the framework of the Russian legal system.

Keywords: leasing, financial lease, civil law

С точки зрения экономической практики лизинг признают способом поддержки предпринимательства со стороны государства, инструментом материального оборудования производства и реновации ОС, одним из способов получения кредита и, соответственно, кредитного дохода, составляющей частью базы финансового контроля и эффективным путем частных вложений капитала.

Экономическое и юридически-правовое значение операций лизинга значительно растет во взаимосвязи с увеличением возможностей его использования не только в организационно-предпринимательских, но и любых иных целях, которые не противоречат закону.

В соответствии с Федеральным Законом от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который предусматривает изменение положения государственных, а также муниципальных учреждений, внесены поправки в несколько законодательных актов РФ, в том числе в статьи 665 и 666 ГК РФ [1], статьи 1 и 3 ФЗ от 29.10.1998г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Текущая мировая и российская практика нормативно-правового регулирования взаимоотношений, которые называются финансовой арендой или лизингом, наглядно показывает, что в законодательстве и правоприменительной деятельности существуют объективные реальные проблемы, которые вызваны необходимостью справедливого баланса между интересами продавца, арендодателя и арендатора, с одной стороны, и недостаточной корректностью норм о финансовой аренде (лизинге) в сравнении с положениями о купле-продаже объекта лизинга, с иной стороны.

Так, например, условия выполнения продавцом обязанностей по передаче объекта лизинга могут закрепляться договором лизинга (пункт 1 статьи 668 ГК РФ), несмотря на то, что продавец может и не участвовать в заключение этого договора, также он не принимает на себя обязанностей, которые следуют из данного договора. Если арендатору по какой-либо причине не будет передано имущество, которое является предметом (объектом) лизинга, при отсутствии текущих предпосылок для расторжения или аннулирования договора лизинга (пункт 2 статьи 668 ГК РФ) наделяется в силу явного указания данным законом правом требовать от продавца выполнения обязанностей по передаче имущества, которое продавалось в лизинг (пункт 1 статьи 670 ГК РФ), несмотря на факт того, что арендатор не участвовал в заключении этого договора купли-продажи и определении ряда условий, которые являются необходимыми при реализации права требования передачи проданного имущества. Подобные, а также другие случаи неполной совместности норм юридического регулирования финансовой аренды (лизинга) должны требовать устранения на основе решений (доктринальных и/или нормативных). Поиск подобных решений осложняется значительным полем дискуссий, которые ведутся по вопросам лизинга: его юридическая природа и составляющие структуры, существенные и значимые условия лизинговых сделок и возможные риски участников лизинговых отношений, которые сложились на основе лизинга, обеспечительные средства снижения данных риском, юридические последствия конфликтов и разногласий, которые возникают в результате недостаточного, неполного выполнения и/или невозможности выполнения обязательств по договору. Существование обозначенных проблем ослабляет востребованность финансовой аренды и снижает доверие к этому инструменту, снижает степень правовой определенности и полной обоснованности судебных актов, которые принимаются при разрешении возникающих споров между сторонами обязательств из двух договоров: это договор лизинга и договор купли-продажи имущества для использования в целях лизинга [2].

В течение долгого времени (нескольких лет) довольно многие положения Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» выступали в противоречие с гражданским законодательство РФ (в первую очередь с ГК). Объективно ясно, что в результате сложных юридических нестыковок законодательство о лизинге переживало в то время серьезный кризис. Некоторые проблемы в нормативно-правовом обеспечении функционирования института лизинга возникли в результате нестыковок и несогласованностей, недостаточной точности в интерпретациях, разных трактовках, а также возможной непроработанности в действующих нормативно-правовых актах. На практике могло привести к тому, что участники процесса, такие как лизингополучатели, лизинговые компании, и иные руководствовались в своей текущей предпринимательской деятельности теми положениями законов и нормативных актов, которые им больше подходили в текущий момент [3].

Ряд правоведов считали, что Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» не нужен вовсе и не имеет права на существование. В научной среде возникали соображения, что в главе 34 ГК РФ «достигается полное и комплексное регулирование договоров финансовой аренды (лизинга)» [4].

Несмотря на это, в главе упоминаемого закона об «Аренде» многократно упоминается закон, который мог бы предусматривать другой порядок по сравнению с тем, который установливает ГК РФ. К примеру, в статье 615 ГК РФ указано, что «к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами» [1]. Кроме того, в ГК РФ не содержится прямого запрета на принятие иных федеральных или других правовых актов о лизинге. Недопустимо, чтобы вышеперечисленное противоречило Конституции Российской Федерации, ряду международных договоров, касающимся процесса лизинга, Гражданскому Кодексу, иным кодексам и законам.

После внесения изменений в ГК РФ и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» проблема предпринимательской направленности лизинга практически исчезла. Сфера возможностей лизинга существенно увеличились.

С 01.01.2011 предметы (объекты) лизинга могут быть отданы во владение или пользование (временное), причем как для предпринимательских целей, так и для любых других, не вступающих в противоречащих с законодательством. При выступлении бюджетной организации в качестве лизингополучателя условия соглашений по финансовой аренде должны учитывать все особенности правового их положения. Если лизингополучателями выступают физические лица, которые планируют путем лизинга удовлетворить личные, домашние и семейные потребности, то условия лизинговых соглашений обязаны учитывать потребительский аспект этого, особенности осуществления и защиты прав потребителей, а также отличия лизинга от других форм банковского кредита [5].

В связи с вышеизложенным появляется еще одна сложная исследовательская и практическая проблема взаимодействия и согласованности обязательств, происходящих из договоров (как лизинга, так и купли-продажи), в которых участвуют бюджетные учреждения (организации) и граждане (потребители).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в ГК РФ касающиеся регистрации прав на имущество. Движимое, как и недвижимое имущество может выступать предметом лизинга, и право на данное имущество также, безусловно, подлежит регистрации, а это невозможно без оформления договора в письменной форме. В связи с этим может возникнуть вопрос о последствиях несоблюдения правил о форме сделки.

Условия о предмете лизинга должны соответствовать требованиям об индивидуальной принадлежности имущества, которое подлежит передаче в аренду и возврату при прекращении арендного обязательства (пункт 3 статьи 607, статья 622 ГК РФ). Иное не только не учитывает сущности аренды и лизинга, но и противоречит ей.

Представляется важным зафиксировать, что при соблюдении общих правил статьи 607 ГК РФ предмет лизинга подлежит определению согласно статьи 665 ГК РФ по указанию арендатора. Это действительно также в том случае, когда выбор приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Арендодатель обязуется выбрать конкретный предмет, приобретаемую в целях лизинга, с учетом условий арендатора.

Самым лучшим образом предмет лизинга определен в Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1998 года. Предмет лизинга (приобретаемое имущество) определяется спецификацией арендатора, а также иными условиями, которые одобрены арендатором в той объеме, в котором данные условия затрагивают его интересы.

Можно констатировать, что пока не все нормы ГК РФ взаимопересекаются с другими законодательными актами. Остаются расхождения разной степени с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» и с Оттавской конвенцией УНИДРУА. Согласно п. 4 ст. 1 «Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» «Конвенция регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях, а также для домашних нужд».

Таким образом, проанализировав основные нормативно-правовые акты, которые регулируют предмет финансовой аренды (лизинга) мы можем сделать вывод о том, что решением данной проблемы было бы устранить возникшую коллизию между ГК РФ и «Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге»

Литература:

  1. Гражданский Кодекс РФ. Части 1–4. — М., 2017
  2. Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга). М., 2015. С. 15
  3. Киндеева Е. А., Усович Л. В. Лизинг: Проблемы правового регулирования / Е. А. Киндеева, Л. В. Усович // Лизинг. 2015. № 4. С. 31.
  4. Королев С. Новые подходы к лизинговому законодательству / С. Королев // Хозяйство и право. 2016. № 9. С. 23.
  5. Чекмарева Е. Н. Анализ практики развития лизингового бизнеса / Е. Н. Чекмарева // Хозяйство и право. 2016. № 7. С. 19.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая аренда, ГК РФ, лизинг, предмет лизинга, международный финансовый лизинг, акт, внесение изменений, договор лизинга, Российская Федерация, Гражданский кодекс.

moluch.ru

Check Also

Профессия ит специалист: Профессия IT-специалист. Описание профессии IT-специалиста. Кто такой IT-специалист. . Описание профессии

Содержание Что такое IT специалист — Кто кем работаетСамые востребованные IT-профессии 2021 года / Блог …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.